Музыкальное собрание в Санкт-Петербургской консерватории "Петербургский ренессанс" 27 сентября 2012 г., посвящённое творчеству композитора Штейнберга. Ведущий профессор С.Слонимский.
C докладом о творческой судьбе М.О.Штейнберга выступила Анастасия Цветкова. Приводим здесь её статью, размещённую в газете Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова "Консерватория" №1 за 2013 год.
Максимилиан Штейнберг: метаморфозы судьбы
Судьба Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883-1946), композитора и профессора Петербургской консерватории, была сложной и драматичной, как и время, в которое он жил, с его революциями, войнами и идеологической тиранией. Штейнбергу суждено было стать связующим звеном между двумя эпохами и пронести сквозь время напряженных противостояний высокие установки музыкального профессионализма, воспринятые им от Н. А. Римского-Корсакова, Л. К. Глазунова, А. К. Лядова, и реализовать их в своей деятельности, прежде всего, на ниве педагогики. После смерти Римского-Корсакова (1908), перехода в Певческую капеллу Н. Ф. Соловьева (1906), смерти А. К. Лядова (1914), отъезда Я. Витоля (1918) класс свободного сочинения на научно-композиторском факультете консерватории на протяжении нескольких лет вели только ученики Римского-Корсакова. Среди них М. О. Штейнберг — его любимый ученик и зять был наиболее значительной фигурой. 34-летпий профессор, Штейнберг являлся актором двух симфоний и симфонических вариаций, «Драматической фантазии» для оркестра (по «Бранду» Г. Ибсена), кантаты «Русалка», балетного триптиха «Метаморфозы», драматической поэмы для солистов и оркестра «Небо и земля», а также редактором полного собрания романсов Римского-Корсакова, учебника по гармонии и основополагающего труда по оркестровке. Его произведения исполнялись и издавались в России и за рубежом. Учениками Штейнберга уже в первое десятилетие преподавания были В. В. Щербачев и Д. Д. Шостакович, воспитавшие в свою очередь новое поколение выдающихся мастеров.
На протяжении своей жизни Штейнберг занимал высокое положение: был деканом композиторского факультета, заместителем директора Ленинградской консерватории, входил в художественные советы многих музыкальных организаций, но, как композитор, оставался в тени своих педагогических и общественных заслуг. Это связано с тем, что воспитанный эпохой Серебряного века, впитавший ее эстетику, импрессионист и европеец по духу, страдавший от прервавшихся связей с западом, Штейнберг на протяжении всего творческого пути сохранил стилистические ориентиры дореволюционного периода. Пережив десятилетний кризис, связанный с изменениями в культурной жизни страны, и вернувшись к сочинению музыки в конце 1920-х, Штейнберг стал создавать произведения, которые соответствовали требованиям социального заказа лишь по внешним признакам, но никак не по своему художественному методу.
Кризисная пора творчества Штейнберга была отмечена созданием единственного духовного сочинения для большого смешанного хора «Страстная седмица», претворяющего традиции знаменного распева. Мастерское по почерку и глубокое по содержанию, но невостребованное в те годы по идеологическим соображениям, это произведение не было исполнено ни при жизни Штейнберга, ни после его смерти. В 1925 и 1927 годах Штейнберг совершил поездки в Европу, где состоялись концерты из его сочинений в Рижской опере, Концертгебау в Амстердаме, в Кельне, а также были созданы вокальные циклы на слова Р. Тагора и цикл «Из персидской поэзии». В эти годы Оперная студия консерватории осуществила постановку «Неба и земли» (1925), а на авторском вечере Штейнберга в филармонии прозвучала его новая Третья симфония (1929). 1937 год, известный в истории советской музыки началом гонений на Шостаковича, сказался и на музыке учителя — был снят принятый к постановке в Кировском театре яркий в жанрово-колористическом отношении балет Штейнберга «Тиль Уленшпигель» (1936). Публика услышала музыку балета только в отрывках, благодаря Е. А. Мравинскому, включившему в репертуар филармонического оркестра сюиту танцев из пятой картины. В последнем периоде творчества Штейнберга основное место заняла его работа с музыкальным фольклором (Симфония «Турксиб», циклы народных несен), в частности, узбекским — в годы пребывания композитора в эвакуации в Ташкенте (Пятая симфония-рапсодия на узбекские темы, Узбекский марш, театральная музыка). Последним завершенным сочинением стал до сих пор неисполненный Скрипичный концерт (1946).
Музыкальный мир Штейнберга- углубленно-созерцательный, по-восточному медитативный, мир любования деталями, изяществом рисунка и звуковой краской — ожил на музыкальном вечере в конференц-зале консерватории. Камерная и вокальная музыка Штейнберга прозвучала в исполнении пианиста и композитора Ивана Александрова (концертная обработка для фортепиано Хоровода из балета «Тиль Уленшпигель»), виолончелистки Александры Мухиной (4 узбекские песни ор. 36 для виолончели с фортепиано), а также пять номеров из цикла народных песен ор. 19 и песня из цикла «Девушка и путник» ор. 15 в исполнении меццо-сопрано Надежды Хаджевой (меццо-сопрано) и пианиста Семена Заборина.
Анастасия ЦВЕТКОВА
Прозвучала пьеса "Хоровод" из балета "Тиль Уленшпигель" в концертной обработке Александра Даниловича Каменского. Исполнил Иван Александров.
Четыре узбекские песни (для виолончели и фортепиано). Партия фортепиано - Иван Александров, виолончель - Александра Мухина.