Композитор Максимилиан Осеевич Штейнберг

Печать

Музыкальное собрание в Санкт-Петербургской консерватории "Петербургский ренессанс" 27 сентября 2012 г., посвящённое творчеству композитора Штейнберга. Ведущий профессор С.Слонимский.

 

C докладом о творческой судьбе М.О.Штейнберга выступила Анастасия Цветкова. Приводим здесь её статью, размещённую в газете Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова "Консерватория" №1 за 2013 год.

            Максимилиан Штейнберг: метаморфозы судьбы

   Судьба Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883-1946), композитора и профессора Петербургской консерватории, была слож­ной и драматичной, как и время, в которое он жил, с его революциями, войнами и идео­логической тиранией. Штейнбергу суждено было стать связующим звеном между двумя эпохами и пронести сквозь время напряжен­ных противостояний высокие установки му­зыкального профессионализма, воспринятые им от Н. А. Римского-Корсакова, Л. К. Гла­зунова, А. К. Лядова, и реализовать их в своей деятельности, прежде всего, на ниве педагогики. После смерти Римского-Корса­кова (1908), перехода в Певческую капеллу Н. Ф. Соловьева (1906), смерти А. К. Лядова (1914), отъезда Я. Витоля (1918) класс сво­бодного сочинения на научно-композитор­ском факультете консерватории на протя­жении нескольких лет вели только ученики Римского-Корсакова. Среди них М. О. Штейнберг — его любимый ученик и зять был наиболее значительной фигурой. 34-летпий профессор, Штейнберг являлся актором двух симфоний и симфонических вариаций, «Драматической фантазии» для оркестра (по «Бранду» Г. Ибсена), кантаты «Русалка», балетного триптиха «Метаморфозы», дра­матической поэмы для солистов и оркестра «Небо и земля», а также редактором полно­го собрания романсов Римского-Корсакова, учебника по гармонии и основополагающего труда по оркестровке. Его произведения ис­полнялись и издавались в России и за рубе­жом. Учениками Штейнберга уже в первое десятилетие преподавания были В. В. Щербачев и Д. Д. Шостакович, воспитавшие в свою очередь новое поколение выдающих­ся мастеров.

На протяжении своей жизни Штейнберг занимал высокое положение: был деканом композиторского факультета, заместителем директора Ленинградской консерватории, входил в художественные советы многих музыкальных организаций, но, как компози­тор, оставался в тени своих педагогических и общественных заслуг. Это связано с тем, что воспитанный эпохой Серебряного века, впитавший ее эстетику, импрессионист и ев­ропеец по духу, страдавший от прервавшихся связей с западом, Штейнберг на протяжении всего творческого пути сохранил стилисти­ческие ориентиры дореволюционного перио­да. Пережив десятилетний кризис, связанный с изменениями в культурной жизни страны, и вернувшись к сочинению музыки в конце 1920-х, Штейнберг стал создавать произве­дения, которые соответствовали требованиям социального заказа лишь по внешним при­знакам, но никак не по своему художествен­ному методу.

   Кризисная пора творчества Штейнберга была отмечена созданием единственного ду­ховного сочинения для большого смешанного хора «Страстная седмица», претворяющего традиции знаменного распева. Мастерское по почерку и глубокое по содержанию, но не­востребованное в те годы по идеологическим соображениям, это произведение не было ис­полнено ни при жизни Штейнберга, ни после его смерти. В 1925 и 1927 годах Штейнберг совершил поездки в Европу, где состоялись концерты из его сочинений в Рижской опере, Концертгебау в Амстердаме, в Кельне, а так­же были созданы вокальные циклы на слова Р. Тагора и цикл «Из персидской поэзии». В эти годы Оперная студия консерватории осуществила постановку «Неба и земли» (1925), а на авторском вечере Штейнберга в филармонии прозвучала его новая Тре­тья симфония (1929). 1937 год, известный в истории советской музыки началом гоне­ний на Шостаковича, сказался и на музыке учителя — был снят принятый к постановке в Кировском театре яркий в жанрово-колористическом отношении балет Штейнберга «Тиль   Уленшпигель»   (1936).   Публика  услышала музыку балета только в отрывках, благодаря Е. А. Мравинскому, включивше­му в репертуар филармонического оркестра сюиту танцев из пятой картины. В послед­нем периоде творчества Штейнберга основ­ное место заняла его работа с музыкальным фольклором (Симфония «Турксиб», цик­лы народных несен), в частности, узбек­ским — в годы пребывания композитора в эвакуации в Ташкенте (Пятая симфония-рапсодия на узбекские темы, Узбекский марш, театральная музыка). Последним завершен­ным сочинением стал до сих пор неисполнен­ный Скрипичный концерт (1946).

Музыкальный мир Штейнберга- уг­лубленно-созерцательный, по-восточному медитативный, мир любования деталями, изяществом рисунка и звуковой краской — ожил на музыкальном вечере в конференц-зале консерватории. Камерная и вокальная музыка Штейнберга прозвучала в исполне­нии пианиста и композитора Ивана Алексан­дрова (концертная обработка для фортепиано Хоровода из балета «Тиль Уленшпигель»), виолончелистки Александры Мухиной (4 уз­бекские песни ор. 36 для виолончели с форте­пиано), а также пять номеров из цикла народ­ных песен ор. 19 и песня из цикла «Девушка и путник» ор. 15 в исполнении меццо-сопрано Надежды Хаджевой (меццо-сопрано) и пиа­ниста Семена Заборина.

Анастасия ЦВЕТКОВА

 

Прозвучала пьеса "Хоровод" из балета "Тиль Уленшпигель" в концертной обработке Александра Даниловича Каменского. Исполнил Иван Александров.

 


 

Четыре узбекские песни (для виолончели и фортепиано). Партия фортепиано - Иван Александров, виолончель - Александра Мухина.